Основной формой образовательного процесса является учебно-тренировочный процесс.
1. Учреждение осуществляет учебно-тренировочный процесс в соответствии с образовательными программами по следующим видам спорта:
- баскетбол;
- бокс;
- волейбол;
- кикбоксинг;
- пауэрлифтинг;
- лёгкая атлетика;
- лыжные гонки;
- тяжёлая атлетика:
- футбол;
- шахматы.
Реализация образовательных программ производится на 5-и этапах подготовки:
1 этап – спортивно-оздоровительный (нормативный срок обучения – весь период).
Критерии оценки деятельности на спортивно-оздоровительном этапе: стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта, уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
2 этап – начальная подготовка (нормативный срок обучения до 3 лет)
На этапе начальной подготовки ставятся задачи: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности; утверждение здорового образа жизни; воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
Критерии оценки деятельности на этапе начальной подготовки:
- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
3 этап – учебно-тренировочный (нормативный срок обучения до 5 лет)
На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовки и спортивных результатов с учётом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.
Критерии оценки деятельности на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
4 этап – спортивного совершенствования (нормативный срок обучения до 3 лет)
На этапе спортивного совершенствования ставятся задачи: привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Критерии оценки деятельности на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников Учреждения в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства.
5 этап – высшего спортивного мастерства (нормативный срок обучения 3 года и более)
На этапе спортивного совершенствования ставятся задачи: привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Критерии оценки деятельности на этапе высшего спортивного мастерства:
- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд России.
2. Участниками учебно-тренировочного процесса являются обучающиеся, тренеры-преподаватели Учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Минимальный возраст зачисления детей в Учреждение по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) – СанПиН.
Максимальный возраст обучающихся – 18 лет (для учащейся молодёжи – 21 год).
Для зачисления ребёнка в Учреждение необходимо предоставить заявление родителей (законных представителей), медицинскую справку.
Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора Учреждения.
Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в Учреждение обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор производится по результатам сдачи контрольных нормативов.
Порядок проведения отбора устанавливается Учреждением и доводится до сведения общественности.
На учебно-тренировочный этап, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты на уровне норматива мастера спорта России. В игровых видах спорта на уровне норматива кандидата в мастера спорта России. Возраст обучающего на этом этапе не ограничивается, если спортсмен продолжает выступать за Учреждение на условиях письменного договора.
Обучающиеся Учреждения, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и Учреждением, могут выступать за его команду в течение двух лет.
Учреждение в течение указанного срока сохраняет за тренерами-преподавателями, руководящими работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку данных спортсменов.
3. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- обязательная работа по индивидуальным планам на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;
- медико-восстановительные мероприятия;
- медицинский контроль;
- инструкторская и судейская практика;
- продолжение учебно-тренировочного процесса и отдыха в летний и зимний период в спортивно-оздоровительных лагерях.
4. Обучение и воспитание обучающихся в Учреждении ведётся на русском языке.
5. Учреждение организует работу с обучающимися в течение календарного года и в каникулярное время. Учреждение может открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным, дневным пребыванием.
6. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией Учреждения для каждого вида спорта индивидуально.
7. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнение контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии). Обучающимся не выполнившим предъявляемые требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.
8. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией Учреждения по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях с учётом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утверждённым образовательным программам.
9. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двум академических часов, в учебно-тренировочных группах – трёх академических часов при менее чем четырёхразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю – четырёх академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трёх академических часов.
10. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несёт ответственность за:
- невыполнение функций, определённых его Уставом;
- реализацию не в полном объёме образовательных программ и их качество;
- жизнь и здоровье воспитанников и работников Учреждения во время учебно-тренировочного процесса;
- соответствие применяемых норм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностями и потребностями воспитанников.
11. Отчисление обучающихся осуществляется на основании решения педагогического Совета по представлению тренера-преподавателя и приказа по Учреждению об отчислении.
Отчисление обучающихся производится:
- за грубые и неоднократные нарушения Устава Учреждения;
- на основании медицинского заключения;
- за систематическое непосещение учебно-тренировочных занятий.